Чувство юмора как фактор самоактуализации личности

Похожие диссертации на Чувство юмора как фактор самоактуализации личности

Юмор всегда был важной составляющей жизни человека. Большинство исследователей приходит к выводу о том, что способность воспринимать и воспроизводить юмор является тем, что отличает нас от животных и является сугубо «человеческим» проявлением.

Многие исследователи сталкивались с проблемой определения юмора. Через всю историю исследований комического проходят утверждения о невозможности идентифицировать данное определение. Большая путаница возникает по многим причинам.

По существу, каждый человек для себя интуитивно понимает, что такое юмор, но вот выразить это в словесной форме становится большой проблемой. Одной из проблем при изучении существующих теорий юмора, становится то, что многие теоретики юмора под этим словом понимают и комическое, и остроумие, а некоторые под «комическим» понимают юмор.

Определения данной категории продолжают меняться. Даль определяет юмор как «веселую острую, шутливую складку ума, умеющую подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов и обычаев; удаль, разгул иронии» (Даль, 1863-1866).

Брокгауз и Ефрон в «Малом энциклопедическом словаре» определяли юмор, как особую манеру художественного изображения; соединение комизма с серьезностью, «возвышенное в комическом», добродушное осмеивание людских пороков и слабостей с целью вызвать мысль о контрасте низменного и пошлого с возвышенным и идеальным и создание в зрителе и в читателе после смеха тихую грусть от сознания несовершенства человеческой природы [34]. І

Тема юмора, смеха и остроумия была объектом рассуждения философов еще с древних времен. Первым, кто уделил внимание изучению смешного, принято называть Платона (427-348 до н.э.). В трактате "Республика" он рассмотрел отрицательные последствия безумного смеха (Блэкберн, 2009).

«Смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». Позже эти идеи нашли свое подтверждение в работах Канта и Шопенгауэра. В отличие от Платона, Аристотель допускал, что в умеренных количествах юмор может быть полезным.

Своё объёмистое сочинение посвятил изучению юмора Квинтиллиан. Он считал, что юмор необходим для умственной разрядки, отдыха, снятия напряженности. Отводя смеху лишь сферу отдыха и развлечения, философ предъявляет социальные ограничения по отношению к предмету смеха, полагая, что смех может подорвать существующие общественные отношения.

Идеи Лукиана о природе смешного восходят к идеям Аристофана. Он говорит о воспитательной цели смешного - это исправление пороков и развитие умения воздерживаться от них. ; Т.Гоббс истоки юмора видел в субъективных переживаниях человека.

Главным тезисом его концепции является утверждение о чувстве превосходства, лежащего в основе комического: «...Страсть смеха есть не что иное, как внезапное чувство тщеславия, возникающее в нас под влиянием неожиданного представления о каких-нибудь наших личных преимуществах и сравнения последних со слабостями, которые мы замечаем в данный момент в других людях или которые нам самим были свойственны в прежнее время...» [188, с.27].

Центральное место юмору в своей концепции отдает мыслитель и писатель Жан Поль. Понятие юмора для него основано на бесконечном контрасте идеи разума и самого мира, конечного в целом. Автор говорил, что юмор - это творческий динамический принцип, основанный на свободе, способный преодолевать все конечное и относительное с точки зрения бесконечности, признак самой жизни в ее развитии, движении, переломах и конфликтах, противостоящий всякой статике и теоретизированию [68].

Таким образом, в юморе преобладает субъективный контраст, как ссужаемое смешному существу противоречие между "подстановкой нашего знания" и его действием. Жан Поль отдавал предпочтение рационалистическим корням юмора, ограничивающих его царством рассудка, а также подчеркивал субъективную первооснову в смехе.

Он наделял юмор свойством целостности и совокупности. Рассматривая детально юмор, Жан Поль говорил о том, что юмор в своей основе глубоко серьезен, он вызывает смех, "в котором есть величие и боль" [68, с.

152], по сути тем самым объединяя философский принципиальный смысл и житейскую легкость. Ирония, юмор и комическое, соединяясь вместе, дают широкий принцип построения мира. . , і Концепция Г.Гегеля является субъективной, поскольку он называет юмор определенным субъективным отношением к миру, когда субъект, сосредотачиваясь на своей внутренней жизни, остается равнодушен к внешней реальности.

Случайность и субъективность, согласно Гегелю, есть основные характеристики субъективного юмора. Юмор, по Гегелю, это средство, способное "расшатать и разложить всякую определенность" ограниченного содержания отдельного человеческого существования, которое есть предмет современного искусства [48]. Г.Гегель также говорил о социальной важности смеха, как средстве очищения общества от отживших идей.

К.Маркс и Ф. Энгельс говорили об историчности смеха, признавая разрушительную роль смеха, который обнажает социальные противоречия и проявляет нежизнеспособность идеалов. Об историчности смеха говорил также и А.И.

Интересным нам показался и тот факт, что минимальные показатели по методике получили агармоничные переменные регуляторно-динамического аспекта - аэнергичность и астеничность, что свидетельствует о том, что чувство юмора - свойство, востребованное и, соответственно, активно и часто используемое большинством респондентов в жизни.

Незначительное число статистически значимых различий в выраженности параметров чувства юмора в сравниваемых группах позволяет предположить, в юношеском и зрелом возрастах происходит донастройка, качественное совершенствование, индивидуальная корректировка чувства юмора.

Анализ данных самоактуализационного теста, полученных с использованием Т-критерия Стьюдента, дает основание говорить о некоторых различиях в уровне сформированности этого показателя у представителей юношеского и зрелого возрастов (см. Таблица 5, Рис. 6).

Достоверные различия (р=0,002) обнаружены по показателю креативности, на уровне тенденции (р=0,06) различия выявлены по параметрам гибкости поведения и принятия агрессии.

Юноши и девушки, в большей степени, нежели взрослые характеризуются развитой творческой направленностью личности, зрелых респондентов отличает более слабый творческий потенциал. Происходит процесс естественного отбора, все псевдотворческие порывы у зрелых людей постепенно вытесняются рутинными делами и обязанностями, настоящее же творчество развивается и совершенствуется, становясь потребностью, т.е.

можно говорить о количественных потерях в пользу качественного совершенства. У молодежи же большое количество творческих инициатив зачастую отличается неустойчивостью, быстропроходимостью, сомнительным творческим ресурсом.

Кроме того, важным является и то, что молодые люди проявляют креативность, в первую очередь, в экспериментировании с внешностью и поведением, у зрелых людей креативность прочно ассоциируется с профессиональной деятельностью, или творчеством.

По степени гибкости поведения, направленного на реализацию своих ценностей в поведении, зрелые респонденты быстрее, чем молодежь реагируют на изменяющуюся ситуацию, проявляют гибкость, разумность в применении некоторых стандартных принципов.

Юноши и девушки же, в свою очередь, чаще демонстрируют догматизм, проявляющийся в очень жестком следовании общим принципам. Что вполне объяснимо более глубоким и всесторонним жизненным опытом представителей старшего поколения.

общество не одобряет проявления агрессивности, данное качество оценивается взрослыми людьми как деструктивное, нарушающее взаимодействия с внешним окружением, это заставляет брать агрессивные проявления под контроль.

У молодых людей же спонтанность и непредсказуемость поведения является ценной личностной характеристикой. И поскольку отличительной особенностью временной перспективы современной молодежи является гедонистическое настоящее и эгоцентрическая направленность (Ершова Р.В., 2008, 2009), все это в совокупности способствует выработке именно такой стратегии поведения.

Незначительное число статистически значимых различий в выраженности параметров самоактуализации в сравниваемых группах позволяет предположить, что стремление к самоактуализации не зависит от возраста и проявляется как устойчивая тенденция в исследуемые возрастные периоды, что согласуется с идеей А.

Анализ данных теста юмористических фраз, полученных с использованием Т-критерия Стьюдента, не выявил статистически значимых различий в предпочтениях определенной тематики юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов (см. таблицу 6).

Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности Пучкова Галина Леонидовна

Психологические факторы становления личности в техногенном пространстве жизнедеятельностиСергиенко Александр Сергеевич

Мотив достижения успеха как фактор развития личности (На примере младших школьников и младших подростков) Литвинова Галина Владимировна

"Образ-Я" как фактор развития личности Крылов Александр Николаевич

Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека Соколовская Любовь Борисовна

Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантностиСухих Екатерина Станиславовна

Исследование открытой личностной позиции как фактора одаренности личности Финогенова Ольга Николаевна

Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (У учащихся общеобразовательных школ) Багова Римма Хамидбиевна

Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности Маркова Елена Васильевна

Описание методик исследования

от физических проявлений до духовных. Однако, проявление данной потенции возможно только лишь при наличии активности со стороны субъекта, т.е. «самостоятельная душевная работа» и есть процесс формирования личности [134, с. 12].

В Средние Века проблема самосовершенствования была объектом рассмотрения Марсилио Фичино - главы Платоновской академии во Флоренции. На первое место в познании исследователь ставил именно внутренний опыт и активность интеллекта.

Душа, по Фичино, обладая априори высшими референциями, оживляя нижние ступени бытия, с помощью интеллекта ведет личность к высшей степени нравственного развития [172]. Позднее, данные взгляды находят отражение в работах А.

Маслоу посвященных самоактуализации. Пико дела Миранделло, являясь последователем Фичино, также отмечал, что человек возвышается именно благодаря разуму, в котором и заключается способность осознать себя и выступить творцом собственной жизни.

С наступлением эпохи Возрождения мыслители-гуманисты также рассматривали проблему самоактуализации. Ян Амос Коменский, чешский философ и педагог, считал, что академические учебные работы будут более успешными, если каждый будет заниматься тем, к чему в наибольшей степени лежат его природные способности.

Таким образом, задачей педагога становится своевременная работа с детьми по выявлению задатков и максимальному их раскрытию, способные к музыке должны стать музыкантами, к химии и биологии - врачами и т.д.

При этом исследователь разрабатывал идею непрерывности образования, включающую высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста», где самосовершенствованием могли заниматься люди зрелого возраста [110].

Жан-Жак Руссо, развивая идею о природном совершенстве детей, указывал, что педагогу необходимо обращать внимание на развитие активности, самостоятельности и любознательности именно с учетом склонностей личности. Строя свою работу с расчетом на интерес ребенка, можно добиться максимальных результатов [ 172].

Как считает Ш.Бюлер само понятие «самоактуализация» берет начало в работах Ницше и Юнга и проявляется по-разному у К.Хорни, Ф. Фромм-Райхман, Э. Фромма, К. Гольдштейна, А. Маслоу и иных авторов, предпринимающих попытки создания теорий конечных жизненных целей [230].

Концептуальную, в психологическом плане, трактовку, которую используют в современных теориях, впервые осветил именно вьщающиися физиолог и психолог Курт Гольдштейн [250]. По Гольдштейну, в основе движущих сил здорового организма лежит тенденция максимально полно реализовать свои возможности, свою сущность.

Автор утверждает, что «в состоянии изоляции, как например, у больных людей ... преобладает тенденция снять любое возникающее напряжение. Однако, у здоровых результатом нормального процесса стабилизации является формирование определенного уровня напряжения, который обеспечивает возможность дальнейшей упорядоченной активности» [250].

При рассмотрении самоактуализации, Гольдштейн выделяет как негативные, так и позитивные последствия для индивида, поскольку процесс самоактуализации может приносить определенный дискомфорт в связи с неизбежным конфликтом сил внешнего окружения.

Концепция «стремления к актуализации», принадлежащая К.Роджерсу, имеет много общего с идеями Гольдштейна. Наряду с Маслоу, он выступает автором полноправной психологической теории самоактуализации. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность, стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности [173].

Несмотря на определенные общие моменты в теории с Гольдштейном, Роджерс вводит отличие: в течение времени развития и формирования личность стремится к актуализации, при этом векторы актуализации организма и актуализации личности могут не совпадать, быть противоположными (неконгруэнтными), что может стать причиной невроза.

Разработчиком фундаментальной психологической теории самоактуализации стал Абрахам Маслоу, который определял потребность в самоактуализации как «желание человека самоосуществиться» [279]. По Маслоу, самоактуализация проявляется лишь у небольшого количества людей (около 1%), но может ощущаться, тем не менее, как влечение, стремление, надежда на что-то, чего еще нет.

Таким образом, самоактуализация - это не конечное состояние, а процесс выявления и реализации своих возможностей. Наблюдая за психологически здоровыми и максимально отражающими человеческую сущность людьми (Эйнштейн, Линкольн, Джефферсон, Рузвельт, Торо и др.

), Маслоу вьщелил 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся личностям: 1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. 3) Спонтанность проявлений, простота и естественность.

Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения. 4) Деловая направленность.

Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.

Поэтому все они в какой-то степени философы. 5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.


Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass